Просветитель
Спектакль «Царь PJOTR» на малой сцене Балтийского дома режиссера Анатолия Праудина выглядит как краткий экскурс в историю России петровского времени.
Спектакль будет интересен и детям, и взрослым. Анатолий Праудин очень своеобразно раскрывает перед зрителями становление Петра Первого, показывая его в начале спектакля жалким и беспомощным мальчишкой, слабаком, замахивающегося на девочку и пуляющего в нее из водного пистолета, и по ходу спектакля «взращивая» жестокого и бесцеремонного правителя.
Маленький Петр слаб и совершенно не верит в себя и свои силы, он ноет, кряхтит и буквально так и просит утереть ему сопли. Девочка говорит ему: «Ты станешь царем!», но Петр не верит в это, но несмотря на отсутствие веры в себя, мальчишка загадывает желание стать правителем России-матушки. Желание Петра исполняется, и он становится царем. Царем безжалостным, сильным, бесцеремонным и своенравным.
Фото с сайта http://experimentalstage.ru
Повзрослевший Петр раскрывается с новой стороны, он посетил много стран, повидал мир и набрался заморских идей, которые хочет воплотить в своем государстве. Начинает царь с указа о бритье бороды. Первыми, кто исполняет новый указ царя становятся князь Меньшиков и писарь. Именно на этих двух ребятах Петр демонстрирует свои и остальные нововведения: какие платья нужно носить; как зубы лечить; как бороды брить итп. Методы Петра жесткие и безжалостные, писарю он «лечит» больные зубы, вырывая их и случайно задевая и здоровые; Меньшикова заставляет крутить хула-хуп и выполнять физические упражнения, так как все на Руси должны иметь хорошую физическую форму. И для подмоги в реформировании привычного русского уклада, царь выписывает себе бравого немца, который тщательно следит за исполнением указов правителя. Конечно, дело не обходиться без традиционных русских «посиделок» с водочкой, и Меньшиков спивает немца, временно выводя его «из строя».
Фото с сайта http://experimentalstage.ru
Спектакль играется на малой сцене Балтийского дома. Сцена оформлена в хорошем смысле скудно, в ее оформлении ощутим «русский дух». Буквально чувствуется запах свежих веников, дощатых полов и дыхание раскаленной печки. На заднем фоне сцены крупными разноцветными мазками изображено поле с синим небом. Посреди этого пейзажа проходит широкая красная труба, обрамляющая сцену со всех сторон и «выходящая» из картины в реальный мир. Пол дощатый, где-то сбоку небрежно валяются какие-то мешки, на завалинке спит (и периодически просыпается) некая «Марфа» — женщина в вязаном платке, поющая русские народные песни. В центре сцены несколько деревянных ящиков и огромная луна, выполненная из ткани, и подвешенная под потолок. Ящики являются и местом для сна героев, и банными лавками, и престолом Петра и его же клеткой.
Став правителем, Петр становится похожим на садиста — с таким остервенением он рвет зубы у писаря и вводит новые указы. Фанатичный, помешанный, больной своими идеями – вот каким видят Петра зрители. И стоит задуматься: Ну а не так ли это действительно было..? Не силой и страхом заставляли брить бороды, строить флот, воевать в конце концов?
И в спектакле Анатолия Праудина, Петр Первый отражен так подробно, будто бы сам царь стоит и смотрится в зеркало. Актер Юрий Елагин смог показать и раскрыть своего Петра не при помощи внешней бутафории, а именно внутреннему изменению. Его Петр резкий, жестокий и одержимый идеей всеобщего изменения. Так маленький, слабый и хилый мальчишка превратился в тирана, способного кардинально поменять уклад целого государства.
Анатолий Праудин знакомит зрителя с различными историческими персонажами и отражает в своем спектакле основные указы Петра Первого в очень игривой и непринужденной форме. Основное характеризующее слово для этого спектакля – «своеобразный» потому что в этот спектакль нужно вникнуть, подобно тому, как иногда требуется рассчитать сложную книгу. Но вникнув в действие, зритель погрузится в него и будет таким же сторонним участником всех петровских реформ и даже сможет почувствовать атмосферу того времени, которая так точно и очень авторски передана Анатолием Праудиным.
В этом спектакле есть действие, скрытое за, казалось бы, внешними статичными диалогами. Переходы между сценами плавные и нежные, как вечерняя морская гладь, сливающаяся с небом. Спектакль со смыслом, с правильными вопросами, которые режиссер поднимает со сцены, заставляя зрителей задуматься и одновременно самообразовываться, что очень важно в любое время. Эта картина носит красивый и очень непринужденный просветительский характер для людей любого возраста, от школьника до взрослого человека.
Спектакль «Царь PJOTR» долго раскачивающийся, плавный, немного тягучий, в него нужно «войти», к нему нужно привыкнуть, что первоначально может быть затруднительно не только для детей, но и для взрослых. Но эта постановка, несомненно, очень красочная, образная и показательная. Некая экскурсия в мир петровского времени, которая полноценно отражает ту атмосферу и раскрывает лицо главного героя – Царя PJOTRA!
Irena Kristo, май 2017 г.
Оставить комментарий