Позволю себе отдохнуть в написании рецензии на этот спектакль. Именно отдохнуть, и не придерживаться ни правильных выражений, ни объективной оценки, ни разбора сценографии. Если уж в пятницу вечером спектакль Валерия Фокина «Сегодня. 2016» не дал мне расслабиться и отдохнуть, то я это компенсирую хотя бы в тексте.
Спектакль Валерия Фокина «Сегодня. 2016», прошедший на Новой сцене Александринского театра – это премьерный, первый спектакль режиссера в новом здании Александринского театра. Как я знаю, режиссер очень долго отказывался ставить свои картины на Новой сцене, очень современно оснащенной и технически колоссально развитой! Но… Видимо, от долгого воздержания, рано или поздно желание резко вырывается наружу, и происходит взрыв! Вот именно он и произошел у Валерия Фокина, который, как мне показалось, вложил в свой спектакль все возможности Новой сцены! Показал, так показал! Просто бахнул! Вот, мол Вам, получайте! Несколько лет ходил вокруг да около, и, наконец, сорвался…
Спектакль «Сегодня. 2016» поставлен по повести Кирилла Фокина (сына Валерия Фокина) «Огонь». Общий смысл пьесы заключен в том, что нашей цивилизацией управляет третий мир – инопланетяне, более развитие и сильные, чем мы. В центре главного сюжета – психолог отдела ООН Владимир Огнев (Петр Семак), который по своей службе вынужден общаться с третьим миром, присутствовать на встречах и участвовать в принятии важных политических решений. Как он себя называет: «Я стал номером 301», 301 человек в шайке при мировых лидерах. Владимир Огнев эмигрировал из Петербурга в Америку, где благополучно устроился на работу в ООН, построил семью, родил ребенка, но… в какой-то момент все пошло не так, и его жена родила мертвого мальчика. Травмированная потерей, жена возненавидела своего супруга, обвинив его в том, что ребенок родился мертвым из-за него и его работы, из-за влияния инопланетных существ на зарождающееся чадо. Семья рушится, Владимир Огнев сбегает от жены в Японию, пытаясь забыть свою семью, прошлое и мертвого ребенка. В Японии он проводит встречу за встречей мировых лидеров и инопланетян, от которой постепенно сходит с ума…
Главный герой весь спектакль находится в длинной квадратной маленькой запотевшей колбе, откуда нет выхода. Колба – как знак безвыходности из своего положения, беспомощности. Он выглядит подопытным в глазах мировых святил, пешкой, которой можно пожертвовать. Что? Ты человек? Да плевать на тебя всем. Ты ничто в этом мире, огражденный от мировой политики и подпущенный лишь на то расстояние, на которое тебе позволили подойти. Владимир Огнев мечется в своей колбе, треплет себе волосы, сходит в ней с ума, его бьют разрядами тока, он то опускается в ней на самое дно трансформирующейся сцены, то снова поднимается к зрителю. Зритель тоже, как и Владимир, становится заложником системы без возможности выйти из нее. Все мучения Владимира очень хорошо переданы присутствующим в зале!
Пришедшего на спектакль, ждет нестандартная рассадка «по квадрату», зритель садится на железные сиденья, расположенные по периметру прозрачного куба-колбы, в котором находится главный герой. Свет приглушенный, стены – черные. Ощущение, как перед полетом. Присутствует атмосфера замкнутости, вокруг ходят люди с рациями, в нескольких местах пульты управления. Ощущение, что зрителя готовят к отправке в космос, что очень актуально в рамках пьесы про инопланетян. И вот, спектакль начался… свет потух, и… происходит то, после чего ты понимаешь: «Я попал!», по-русски это звучало бы более ярко выражено, примерно с окончанием на «ец».
Ощущение безвыходности давит, ты зажат, скован, выхода нет, кругом усиливающийся шум, сиденья начинают вибрировать сильнее и сильнее, эмоциональное состояние зрителя, и его психологический дискомфорт доходит до максимума, до предела. Особо впечатлительным людям может стать плохо от той атмосферы, которую создал Валерий Фокин, яро играя на эмоциях зрителя при помощи мощнейшего технологического оснащения сцены. Зритель оказывается пойманной мышкой в клетке, как и главный герой, испытывая те же желания вырваться на свежий воздух, убежать, спрыгнуть, прекратить все это! Борясь с собственным дискомфортом, мокрыми руками, бешено бьющимся сердцем, смотришь спектакль, и понимаешь, какие же мы все мелкие людишки, которых можно взять и подвесить под потолок, взять, и отправить чьих-то сыновей на войну, взять и решить убить несколько сотен… Именно в такой обстановке, прочувствовав ее всем своим существом, ощущаешь себя беспомощным перед Системой, перед третьим миром, который нагло вторгается в твою жизнь, программируя на свой лад.
Весь спектакль Владимир Огнев не выходит из своей колбы, его посещают жена, ненавидящая его, двойники, мертвый сын, катающийся на трехколесном велосипеде по кругу с обезличенным видом. Сцена всячески трансформируется, то становясь ступенями, то опускаясь на несколько пролетов вниз, то снова поднимаясь, идет интерактивная проекция на задник, который в какой-то момент разворачивается, открывая еще одно темное и просторное плато, на котором герой видит свою жену и себя в молодости, отдыхающими на море.
Завершается спектакль тем, что зритель просматривает мультик о том, как в Петербург, в Эрмитаж по очереди приезжают главы некоторых государств – Меркель, Обама, главный секретарь ООН и Путин. Все они огромные по размеру, больше самих атлантов, и при входе в Эрмитаж, пригибают свои головы. Вот, великолепная четверка идет по залам Эрмитажа, и оказываются у скульптуры Зевса, рост правителей резко уменьшается. Все-таки пока главный из Богов – Зевс, как о том говорит мифология, а не Путин или Обама. Мультик заканчивается, и на сцену выходят под барабаны пионеров мировые лидеры, очень похожие на настоящих – Меркель тупит, Обама счастливо светит белыми зубами, секретарь ООН просто серьезен, а Путин вальяжен, спокоен и уверен в себе, небрежно развалившись в кресле. Надо признать, что рост, замашки, голоса, все это очень точно передано, и кажется, что действительно, Новую сцену решили посетить главы государств. Но вся уверенность четверки резко пропадает, когда вдруг к ним прилетают представители того самого ТРЕТЬЕГО МИРА!
Над бедными, измученными зрителями начинают летать НЛО, светящие им в головы и обдувающим ветром, НЛО бороздят просторы зала, фоном идет монотонный голос, рассказывающий про Новую Эру, Новый Мир, только нужно сделать выбор, и все уничтожить! Новый Мир. Новая эра. Принимайте решение! Убить, нужно все убить! Все уничтожить! Зомбирующее действие, что начинаешь задумываться: «А может быть это действительно так..?», доведенный психически до истощения, зритель начинает верить в это НЛО, верить в то, что наш разум стирается… Путин, Обама, Меркель и секретарь прижимаются друг к другу, когда летающие тарелки прилетают к ним, и мировые лидеры выглядят жалкими и беспомощными, как и Огнев, как и все зрители в зале, а тем временем вопрос остается открытым — уничтожать или нет. Огромным текстом пишется: «Примите решение. Примите решение! Примите решение!!!», и главы государств его принимают… Все рушится и трясется, с потолка падают балки, сломанное прошлое Огнева висит перекошенной колесницей сзади Путина и Обамы. Спектакль заканчивается. Зрителя отпускают. Но никто не уходит. Все сидят около минуту при свете, вернувшись на землю. Вокруг те же люди с рациями, что ходили до спектакля, те же пульты управления, все вроде бы то же, а состояние уже не то… Раздаются редкие хлопки, как-то не впопад, и все в своих мыслях, с озабоченными лицами медленно начинают покидать зал. И не хочется говорить после этого спектакля, хочется сесть одному в темном углу и разреветься.
Спектакль «Сегодня. 2016» — это новое направление в театре, еще пока непривычное и неизведанное, очень затрагивающее личные чувства, погружающее человека в глубину дискомфорта, остроты конфликта, страха, полного опустошения. Это новый театр — интерактивный, трансформирующийся, современный, технический, со спецэффектами, обращенный на глубинные животные чувства человека, которые, буквально выворачивают из тебя и бросают на поверхность. Хотел смотреть – смотри!
Оставить комментарий