Деревянный гроб собственного сознания
Спектакль «Вий» по мотивам повести Н.В. Гоголя в Большом театре кукол является номинантом премии «Золотая маска» в 2006 году, лауреатом театральной премии «Золотой софит», и первым спектаклем, возродившим традицию БТК — иметь репертуар спектаклей «для взрослых».
На программке к спектаклю написано, что «Вий», в постановке Руслана Кудашова, это «хроника падения одной души в двух действиях». И действительно, центром сюжетной линии выступает философ Хома Брут (арт. Денис Пьянов), который проходит через испытания, уготовленные для него судьбой – это и страх, и людские пороки, приводящие человека к грехопадению и, в конечном счете, столкновению с самим собой.
Тема грехопадения очень ярко выражена во всем спектакле. Начинается он именно с того, что на сцене в квадратной комнате-кубе, визуально уходящей вглубь сцены, стоит аналой со свечей и богослужебной книгой, листы которой переворачивает легкий ветер. От свечи исходит дым, позади аналоя серебряное свечение, дощатое помещение-куб все расписано иконами. Подобная сценография заявляет о Боге, церкви, религии, вере и грехе, грешниках и святых, набожных и одержимых некой темной силой.
И режиссер сталкивает в спектакле грешника Хому сначала со всеми своими порочными мыслями и поступками, а затем с самым главным злом – мертвой панночкой, которую он должен отпеть три ночи. За эти три ночи Хома Брут испытывает глубочайший животный страх перед неизведанным, и встает вопрос: А справится ли он с этим заданием – самым главным в его жизни, или сдастся? И тут уже в борьбу вступает и сила воли главного героя, и его меняющееся сознание.
Если сначала спектакля Хома Брут весело рассуждает о том, как можно кого-то обмануть и наживиться, вокруг него смеются черти и поддакивают, то в конце спектакля, с главным героем происходит избавление… Избавление от самого себя и своей порочной души. И встает вопрос: Кого же отпевал Хомка Брут? Уж не себя ли самого? И по спектаклю Руслана Кудашова так и выходит.
Это спектакль о человеке, разложившегося от примитивности своей жизни до такой степени, что тут либо в гроб, либо изменяться. И приходя в дом к бабке, Хомка «ныряет» в этот мир изменений, свой собственный мир. Черти силой подбрасывают Хомку, и он падает в это кубическое деревянное помещение, напоминающее коробку. Двери закрываются, и Хома Брут оказывается в своем мире, состоящем из пороков: пьянства, плотских утех, обмана и страха… Орнаментом мира Хомы Брута служат деревянные доски, которым заколачивают гробы. Очень по-гоголевски. И Хомка Брут начинает биться в гробике собственного сознания, который вот-вот погрузят на дно сырой земли.
Все действие напоминает сон в бреду. Главный герой вроде бы и живет «реальной» жизнью»: общается с местными жителями, знакомится с людьми, разговаривает, но все это имеет тень нереальности, некой стекляности жизни, будто бы с героем происходит сон во сне, и засыпая в своем первом сне, он хочет проснуться, отрезветь от происходящего, но погружается в еще более жуткий кошмар.
Основной конфликт, который происходит в спектакле «Вий» — внутренний конфликт, борьба с собой и собственным страхом, и Хомочка Брут в этом смысле становится неким психологом, блуждающим по собственному иррациональному миру. Отпевая одержимую дьяволами Панночку, Хома Брут отпевает себя, проводит экзорцистский обряд, очищение от собственного страха. И, конечно, страх не рождается на пустом месте, это внутренний конфликт, ищущий выхода, и в спектакле выходом представляется Панночка – летающая над потолком, стоящая вверх ногами, выпрыгивающая из гроба… Все это взрыв эмоций Хомы Брута.
Каждую ночь происходит борьба со своим страхом, и каждую последующую ночь, Хома Брут боится все больше и больше, желая избежать времени отпевания девушки, подобно тому, как боящийся утонуть, избегает водоемов. Но страх можно искоренить лишь столкнувшись с ним лицом к лицу. И перед главным героем встает выбор и рождаются сомнения: А идти ли дальше? И звучание этого выбора много больше, чем просто выбор из вариантов «да» или «нет», это выбор – жить в своем собственном гробике или наконец «поднять веки».
И под конец спектакля Руслан Кудашов транслирует на полотне лицо главного героя – Хомы Брута, вот он – Вий. Ты сам. Спектакль поднимает вопрос о страхе и борьбе с ним каждого из нас, ставя главной задачей – выиграть внутреннюю борьбу с самим собой и обрести себя настоящего, свободного от внутренний демонов и бесов.
Проходясь по самому спектаклю, хочется сказать о том, что не смотря на такую интересную историю, действие в спектакле сложно удерживает внимание, особенно пустой и проходной сценой можно отметить, когда Хома Брут ищет дорогу, выходя из зрительного зала и пробираясь к сцене с фонарем. Маленькая камерная сцена не подразумевает прихода главного героя откуда-то «из вне», для зрителя и так было бы ясно, что герой заблудился, появись актер сразу перед закрытыми дверьми в «потусторонний мир». Именно эта сцена выбивается из общей гаммы и атмосферы спектакля, как вырванный и приклеенный кусок чего-то ненужного и пустого.
И хотелось бы более искреннего диалога и борьбы с собственным страхом, ведь перелом собственного сознания, это практически смерть, соратники которой безысходность и боль. Но, наверное, это обращение уже к общей атмосфере спектакля и красочности его исполнения, ведь когда-то насыщенность действия стремится к черно-белой картинке, а когда-то к сочным ярким цветам. Мне хотелось больше цвета действий в спектакле.
Но Гоголевские мотивы, его виденье мира, почерк, и даже самый главный страх, очень чувствуются в спектакле «Вий». Руслан Кудашов рассказал немного иную историю произведения Гоголя, сохранив его ауру и осуществив некое психологическое исследование природы страха, пустившись в путешествие по миру бессознательного философа Хомы Брута.
Irena Kristo, январь 2017 г.
Оставить комментарий