Левша. Городской театр.

Городской театр

реж. Наташа Слащева

«Левша»

Из России с любовью

Всегда приятно смотреть спектакль, в котором задействованы молодые артисты. Еще театрально не насытившиеся, не обломленные критикой, не обтесанные до самой актерской кожи кулуарными перипетиями и режиссерскими задумками.

Молодые озорные ребята с горящими глазами радостно исполняют свои роли, шагают по сцене, усмехаются, переглядываются друг с другом, дурачатся… Порой даже так, что кажется, это не входило в рамки постановки. Но кто знает, кто знает… За игру молодых артистов хочется сказать отдельное спасибо. Можно было бы написать многочисленные нюансы исполнения, и это не было бы придиркой, а, скорее учтивым замечанием, но легко сковать парящего, легко писать отрицательное, осаживая людей и сажая в клетку ту самую трудноуловимую птицу под названием — Вдохновение.

Можно рубить сгоряча, отсекать по живому, гордясь этим, но на мой взгляд, это наименьшее, что может сделать человек с ручкой в зале.

Итак, приступая к более детальному разбору, мне хочется начать с сюжета. Спектакль поставлен по мотивам произведения «Левша» Николая Лескова. Известная повесть, фабула которой состоит в том, что тульский мастер Левша подковал блоху, чем удивил и иностранных мастеров, и самого императора. Понятное дело, что спектакль — независящая от оригинального текста субстанция, но о такой неожиданной интерпретации произведения я умолчать не могу.

Левша (Игорь Дудоладов) и Блоха (Регина Хабибуллина)

В постановке Наташи Слащевой блохой является девушка (арт. Регина Хабибуллина), в которую влюбляется сам император Александр Павлович (арт. Илья Ходырев), а затем, после его смерти и Левша (арт. Игорь Дудоладов). Тульский мастер почти что женился на Блохе, которая измучилась быть игрушкой для властителей государств… В такой подаче можно рассмотреть вектор несчастной судьбы женщины-блохи, которая стремилась быть любимой и любящей. Вот-вот уже должно было случится то самое женское (блошиное) счастье, как вдруг его моментально отбирают, снова шпыняя из одних рук в другие (из Франции в Россию и наоборот). А между тем, Блоха то с сердцем! Проникновенностью и искренней любовью ко всем ее обладателям. Именно такими качествами ее наградила Регина Хабибуллина. Что не скажешь о мужчинах. Император Николай (арт. Михаил Рябов), как о том свидетельствует и история, и спектакль: волевой и решительный, экий русский мужик. Жалость ему не присуща, и император решает доказать западу, что русские мастера ничуть не хуже, и приказывает сделать нечто более уникальное, чем заводная блоха. Сух и топорно сдержан в рассуждениях, одержимый патриотизмом и чувством превосходства – вот какой Николай.

Левша (Игорь Дудоладов) и Блоха (Регина Хабибуллина)

Все герои практически весь спектакль присутствуют на сцене, они убирают декорации, выносят бутафорию, бойко меняют одежды. Перевоплощаются то в бомжей у вокзала, то имитируют пейзаж за окном поезда.

Декорации сведены к минимуму. Вдоль всей сцены фоном стоит белая стена с несколькими дверьми из которых появляются герои. Стулья, черные зонты, пара ящиков с сопутствующей бутафорией и одеждой, пушка для создания искусственного снега, лампа и белые воздушные шары – вот и весь арсенал.

Зажигательный танец «заведенной блохи» (Регина Хабибуллина)

Очень тонко и метафорично сложено начало спектакля. Несколько стульев и воздушные шары, стремящиеся вверх. Семь парней, стоящих перед шарами. Прямая линия света направлена до плеч ребят, тело сохраняется в полумраке. Начинается война. Женщина в черном платье (арт. Регина Хабибуллина) и с сигаретой, прокалывает по шарику… Но тут линия света срывается (или герои с нее) и рушится та необходимая геометрия. Если бы во время «убийства» герои срывались под линию яркого света, падали бы в темную нишу, то эпизод имел бы свою эффектность. Без «падения» в темноту сцена не набирает оборота, оставаясь созданной лишь наполовину. Скажем так, есть отличная зарисовка, которую необходимо доработать до четкости действий: сигарета — лопнувший шар – герой срывается с линии света. В спектакле же после «убийства» артисты вертят головами на свету, смотрят друг на друга, прохаживаются по сцене… Это рушит метафоричность действа.

Живописны птицы-зонты, налетающие на одного из героев с характерным птичьим звуком. Артисты снова демонстрируют харизму своего перевоплощения! Птицы, собаки… И все так правдоподобно, и все с таким азартом, будто смотришь отдельные от спектакля сценки, заданные мастером в театральной Академии.

Но не обошлось в спектакле без стереотипов (а может быть и правды жизни…). Часто скандировали герои: «Россия!», «мы- русские!», демонстрируя безокое упоение своей принадлежностью к русской земле. По пути из Франции в Россию за окном созданного артистами поезда, появляются стволы берез (артисты держали их, имитируя пейзаж), летит пышный снег. Все в шапках и теплых свитерах. На «вокзале» героев встречают местные алкаши, держащие картонные таблички с надписью: «На бухло». Вроде и задорно, и узнаваемо, и кто на улице не видел такого?! И характеристика то подобрана точная, такая, какая есть на самом деле. Со всей слепотой некоторых «патриотов», с русской простотой и добродушностью, отражением бескрайней широкой русской души, частым пьянством и некоторым очаровательным дикарством. Да таким, что Блоха пугается выходить из вагона прибывшего поезда!

Император Александр (Илья Ходырев) с Блохой (Регина Хабибуллина) на руках

Спектакль удивляет сюжетом и очаровывает энергичной актерской игрой. Действие не монотонно, не затянуто, с ясной повествовательной линией, и о нем хочется поговорить после просмотра. Особенно о сюжете! А это важно — желание поговорить.

Irena Kristo

Апрель, 2019 г.

2 Комментарии

  1. Отвратительный пересказ половины фабулы постановки, никакого анализа или чего-то, представляющего хоть какой-то интерес для тех, кто уже смотрел или собирается посмотреть спектакль. Для чего это было написано — совершенно неизвестно. Чем вы занимались 5 лет на театроведческом, тоже неизвестно, потому что за это вам уже на первом курсе в работе по записи спектакля поставили бы с тройку с большой натяжкой.

    • Уважаемый Аристарх, а с чего вдруг нужно пересказывать сюжет спектакля в рецензии?)
      Вы, видимо, профессионально занимаетесь театроведением судя по Вашему комментарию… С радостью прочитаю какую-нибудь Вашу рецензию, поучусь уму-разуму, а особенно тому, как записывать спектакль.
      Я не стремлюсь делать все под копирку и писать рецензии «как надо» и «как полагается», а тем более расписывать на половину листа сюжет спектакля. В тексте я пишу то, что Я хочу и то, что вижу. Вы же вправе заниматься пересказом фабулы, «чем-то, что представляет интерес» и прочим…
      Присылайте свои прекрасные тексты за которые Вам, уверена, ставили пятерки! Буду рада!
      Спасибо за Ваш комментарий и хороших спектаклей!)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*