
Выставка Сергея Зизюлина
— в пейзажах Сергея Зизюлина их роднит такая безмолвная гармония, что сердце щемит от невыразимого чувства сопричастности к живому течению времени в просторе вечности.
Кроны деревьев и сферические купола-луковицы храмов соединяют собой верх и низ медленным движением роста из недр в космос.
Так природа и творческий дух человека преобразуют суровую данность Русского Севера: мифический «гений места» открывает свое лицо.
***
«Небо и земля» — когда-то эти слова означали непреодолимую разницу.
Авиация и космонавтика ХХ века обжили небо нашей Земли — и через кинематограф и телевидение подарили землянам особое отношение к нашей земной домашней истории как к свитку киноленты из кадров воспоминаний.
Фильмы «Андрей Рублев» (1966) и «Солярис» (1972) запечатлели этот культурологический переход от первой попытки прыжка-полета в небо с колокольни – к символическому «возвращению» в домик родителей «на земле».
Сергей Зизюлин родился в 1958-м — в первый год космической эры, открытой первым спутником, в семье, связанной с авиацией. Окончил Ленинградский институт киноинженеров.
С другом-живописцем Виктором Борисовым создал творческую группу «Вертикаль» — в те годы, когда для официального советского искусствоведения живопись и фотография были «как небо и земля».
Сегодня трудно не заметить, что по сути документальные фотопейзажи Сергея Зизюлина наполнены неподражаемым русским живописным реализмом не меньше, чем «Грачи прилетели».
***
Художественная работа Сергея Зизюлина в нынешнем столетии-тысячелетии продолжает культурную практику малоизвестного широкой публике «русского формализма» ХХ века.
В эпоху беспрецедентных авангардных открытий научно-технической культурной революции культурологи «русского формализма» открыли – т.е. практически создали – глубинные связи русской классической литературы, искусства, культуры с новаторским фотографическим поэтическим языком русского кинематографа.
«Русский формализм» показал, что русское искусство – не «стиль» в академической истории искусств, а живое творческое – то есть практически работающее — наследие художественной культуры.
Стройные формы русских храмов в пейзажах Сергея Зизюлина воплощают строгий русский архитектурный канон — «гений места», порождающий целостные и неповторимые культурные ландшафты.

***
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — русский классик И.С. Тургенев «подписался» под этими словами своего персонажа (студента-врача, «нигилиста», не желающего «застоя» в течении жизни):
«вероятно, многие из моих читателей удивятся, если скажу им, что, за исключением воззрений на художество, я разделяю почти все его убеждения».
«Материалист» Базаров по молодости не понял роли «художества» как творческой памяти человечества в проектировании будущего и одухотворении прогресса цивилизации.
Сегодня, перечитывая русскую классику глазами нынешних «русских формалистов» (таких, как фотохудожник Сергей Зизюлин), мы видим, что фамилия «Базарова» (рожденного романом «Отцы и дети» в 1862-м) — намек на «рыночные отношения» после отмены крепостного права в 1861-м:
«Прежде; в недавнее еще время, заявляет он, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда», т. е. «обличали».
«А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и к доктринерству, мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914»,

— неужели это написано больше века назад?
Реалистические, документальные фотографии из архива фотографа Сергея Зизюлина возвращают нас в близкое, но уже историческое прошлое, сохраненное творческой памятью художника.
С недавних пор появился новый вид фотографии – с помощью летающего электро-робота-«дрона»: с высоты птичьего полета.
Пейзажи Сергея Зизюлина сделаны художником, неспешно идущим по родной Земле и видящим вечную красоту в каждом мгновении течения жизни из прошлого в будущее.

Автор: Владислав Кузнецов
Оставить комментарий