Действительность
Это была зима, душный переполненный автобус, Россия, на краю которой маленький провинциальный городок с бабами в дешевых платьях и работящими мужиками. Каждый день полон серого однообразия. Ночь начинается слишком рано, солнце почти не светит, за окном минус двадцать пять. Кругом либо заброшенные поля-просторы, либо опустелые грубые заводские здания. Глушь и рутина. Как выбраться из нее? Как выбиться?
Каждый день он спешил на работу и никогда не опаздывал. Деревянный стол, пачка бумаг, уродливая советская ваза с цветами и пару стульев и микрофон. Во все это ритмично вплетен реп с уместным матом и протяжные песни. И сцена, с красным от жарких одежд, Александром Лушиным, исполняющего роль учителя, особенно отличается высоким пульсом и явной вероятностью раскачать зрителя. Спектакль выстроен в нескольких плоскостях, одна из которых, безусловно, ритмика. Артисты читают текст, поют, повествуют с разными интонациями. Ритмика спектакля то поднимается на высокие ноты, то спускается вниз.
Артистов трое. Видные зрителю, как на ладони, они не могут скрыться за живописными декорациями. Артисты ту самую ритмику и создают. Анна Донченко весь спектакль играет лицом, изгибается, превращаясь то в top-sex, то почти что в сумасшедшую. Она разная, и эта смена настроения заметно чувствуется. Наивная и строгая учительница, жертва, дерзкая соблазнительница… Актриса умело использует свой арсенал, как природный, так и пластический.
Александр Лушин. О, как он вписался в эту роль дубового постсоветского учителя. Но какой он разный! И дерзкий, и жалкий, и сильный, и слабый. Все эти настроения меняются одно за другим, точно попадая в атмосферу той или иной сцены.
Спектакль молодежный до мозга костей. В глубине своей он затрагивает вопрос цельности жизни, счастья и давящей рутины. Причем сугубо русской. В «Коллегах» есть эта знакомая русским людям специфика… В ней смешиваются в единый горький напиток удрученность, безысходность и жесть (по-другому называть не хочу) – все это ярко демонстрирует реальную русскую действительность.
Кроме того, поднимается и вопрос желания, счастья. Но счастья в кавычках, счастья больного, не здорового, сиюминутного, звериного и эгоистичного. Ведь попытка изнасилования происходит даже больше не от желания, а от несчастья героя. Это был пик, нервный срыв, разрушение, переход собственных границ, сломленность…
И после просмотра остаешься в сомнениях, к кому же больше возникает сочувствие: к молодой учительнице в порванной блузке или к дошедшему до отчаяния учителю?
Спектакль жизненный, не побоюсь этих слов – модный и современный, откликающийся на происходящее, так как за картинами провинциальной школы, заводов и переполненного автобуса видно чуть большее – видна страна, а страна – это, прежде всего, люди…
Irena Kristo
Июль, 2019
Оставить комментарий