Спектакль Анатолия Праудина,
«Сцены из супружеской жизни»
Балтийский дом
Спектакль по Бергману
Есть ли бергмановский дух в спектакле Праудина «Сцены из супружеской жизни»? Ведь спектакль поставлен именно по одноименной картине 1973 года Ингмара Бергмана.
И да, отголосок фильма присутствует.
Спектакль выдержан в черно-белых цветах. Сценография молчалива геометрична, на сцене два черных куба, трансформирующихся в кровать, кресла или стол. Кубы соединяются вместе и разъединяются, под стать настроениям главных героев, которые то стремительно отдаляются друг от друга, то снова молниеносно сближаются.
С левой и правой сторон сцены два «входа» (или выхода, кому как удобнее), за дверными проемами которых, непроглядной стеной льет дождь. Герои появляются на сцене, облаченные в бесформенные дождевики. Часто они подходят к дверям (каждый со своей стороны), и смотрят в темную неизвестность. Все это сопровождается активным видеорядом, транслируемым на белый задник сцены.
В первом действии (если можно так поделить спектакль) герои находятся на приеме у психолога. Они сидят рядом, муж – Юхан (арт. Юрий Елагин) трепетно держит за руку свою супругу – Марианну (арт. Алла Еминцева). Они рассказывают о семейных неурядицах, и каждый приходит к тому, что оба они довольны своим союзом. Перед зрителями рассказывается история их любви и начале совместной жизни. Повествуется об их детях; проведенных вместе выходных у родителей… И оказывается, что каждому из героев есть, что скрыть друг от друга.
Она не чувствует себя любимой и счастливой, он удручен своим положением. Двое людей, заключенные в брачный союз, оказываются чужими друг другу, но неустанно имитирующими счастливую супружескую жизнь.
По мере развития спектакля выясняется, что Марианна ходит на обеды к собственной матери через силу и что она катастрофически устала от однообразия своей якобы счастливой семейной жизни. Юхан ведет себя более сдержано. Он не кричит и не устраивает скандалов. Но несмотря на внешнюю холодность, чувствуется нарастающий эмоциональный пик героя.
В спектакле очень живо продемонстрированы частые бытовые ссоры супругов, беспричинные придирки друг к другу, нежелание обсуждать проблемы и пойти друг другу на встречу. Чувствуется усталость обоих людей от совместной жизни.
Сцена модифицируется, раскрывается светлый занавес, герои на ходу меняют одежду. Костюмы Марии Седых подобраны таким образом, что платье легко трансформируется в ночнушку, а добавление жакета моментально создает деловой наряд.
Юхан и Марианна приходят на ужин к друзьям – Катарине (арт. Мария Мещерякова) и Петеру (арт. Константин Анисимов). Сценография остается неизменной, лишь буквой «П» расположены занавески, обрамляющие сцену. Главные герои расположились на одном из общих кубов и наблюдают за одной из сцен супружеской жизни своих друзей.
Катарина и Петер предстают перед зрителями при помощи видеотрансляции. Физически на сцене весь спектакль присутствует лишь два героя – Юхан и Марианна. Только под конец всего действа на сцене появляется еще одна героиня набожного вида, убирающая со столов недопитые бутылки вина. Остальные же герои вносят свои настроения в постановку исключительно при помощи видеотрансляции (Александр Фридман, Михаил Фридман). Их игра передана при помощи старого черно-белого кино. Будто при помощи того самого бергмановского фильма.
Катарина и Петер напиваются и сильно ссорятся. Они признаются друг другу во взаимных изменах и нелюбви, в желании убить друг друга и ненависти. Все это доходит до рукоприкладства и спустя несколько секунд перед зрителями на экранах появляются супруги с окровавленными головами и лицами. В руках Катарины осколок от бутылки.
Видео постепенно затухает, и Катарина с Петером «исчезают» с кинопленки. Марианна и Юхан в недоумении и шоке смотрят друг на друга. Супруг берет за руку женщину и говорит:
«Но у нас такого точно не будет!»
— Не будет. – соглашается с ним Марианна.
И так, действие за действием, Праудин ведет зрителей по оборотной стороне «счастливой» супружеской жизни главных героев, демонстрируя отчужденность, одиночество, непонимание, желание разойтись и сойтись.
Черно-белые видеоленты добавляют движения спектаклю, раскрывая перед зрителями проблему за проблемой, обнажая чувства героев.
Irena Kristo, 2019
Оставить комментарий