Спектакль Александры Ивановой «Диагноз милосердия» стал театральным выстрелом после пандемийного кризисного года!
Мало того, что новая постановка режиссера затрагивает самые актуальные проблемы: труд и боль врачей, слезы и переживания пациентов, веру и надежду на лучшее, но и раскрывает волнующий вопрос выбора – жить или умирать..? И вопросом этим задается, как врач, так и сам пациент.
Но это не спектакль про болезнь, это спектакль про то, что за ней кроется: сотни бессонных ночей, усталость после многочасовых операций, страшные вердикты врачей, благодарность за спасенную жизнь или недовольство результатом…
Спектакль создан в жанре вербатим – за основу взяты реальные диалоги врачей и пациентов, артисты используют их прямую речь, вживаясь в своего героя. А герои ой, какие разные! Каждый доктор со своим уникальным характером, тембром голоса и манерой повествования, и все это артисты демонстрируют публике. Спектакль состоит из небольших монологов и диалогов, рассказывающих историю пациента или его доктора, а иногда (что особенно интересно!) история освещается с этих двух сторон поочередно.
После каждого такого диалога, на заднем фоне сцены, зрителю демонстрируется фото или видео с реальным человеком, роль которого исполнил артист.
Сценография на протяжении всей постановки остается в черно-белых тонах, не отвлекая зрителя от пронизывающего действа. Особенно сложно сыграть без внешней атрибутики и бутафории, без частых спецэффектов и зрелищного зерна, и удержать интерес зрителя, не дать ему сорваться в какой-то момент. И весь этот баланс аккуратно и грамотно выдержан.
В спектакле артисты говорят о серьезном и самом важном с улыбкой и порой здоровым цинизмом, который так присущ матерым и опытным докторам. Он погружает зрителя в такие близкие, но одновременно, далекие проблемы. Ведь что может быть важнее спасенной жизни? Что может быть важнее самого человека? А что кроится в нем — Вселенная… И каждый артист по-своему осторожно и уверенно, словно хирург, раскрывает эту боль и обнажает ее перед зрителем, будто держит свое бьющееся сердце в руках перед публикой.
Удивительно то, что они плакали — артисты. И плакали не по тому, что так нужно сыграть, а потому что проживали: каждое сказанное слово, каждый вздох, каждое падение сердца в пятки от услышанного приговора.
Это очень глубокий, трогающий и важный для всего театрального (и не только) мира спектакль.
Он создан юным, но уже таким опытным и тонко чувствующим режиссером, собственными силами, и заявлен, как некоммерческий спектакль, а все полученные средства отправляются в благотворительный фонд «Варежка» — помогать спасать другие жизни.
Спектакль «Диагноз милосердия» — это на много больше, чем театральная постановка, это благородная миссия, начинающаяся с театральных подмостков и заканчивающаяся еще одним вдохом, заведенным сердцем, спасенной жизнью!
#яноминирую
Рецензия для журнала «Культурная столица»
Ирина Кристо, сентябрь 2021 г.
Оставить комментарий