«Родители выключали свет и говорили:«Ты не можешь пользоваться электричеством, за которое не платишь. Иди и работай!»
20 октября 2016 года в Эрмитаже открылась выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты». Экспозиция Яна Фабра буквально расползлась по всему Эрмитажу и Главному штабу. В музее представлено более двухсот работ, некоторые из которых Ян Фабр создал специально для Эрмитажа.
Надо отметить, что жуков Ян Фабр не убивает, а имеет возможность доставать их уже мертвыми по своим личным каналам.
«После пира короля», 2016 г.
В кропотливости Яну Фабру не занимать, о чем говорит его «Bic-арт». Почему именно «Bic-арт»? «Bic» — это бельгийская марка синей ручки, которой рисует Фабр.
«Я начал их использовать еще в молодости, когда денег у меня не было. А эти ручки я мог достать где угодно. Я понял, что мне нравится с ними работать. Сами чернила — это химическая субстанция, их синий цвет — не совсем синий, со временем он может стать красноватым, пурпурным, зеленым. Все из-за химической реакции. Этот цвет практически невозможно перепечатать, потому что он «живой». – Ян Фабр
Именно в синем цвете Ян Фабр видит переходный момент между белым и черным, между днем и ночью, это тот час, «синий час», когда все насекомые засыпают, а утренние зверьки еще не проснулись. По Яну Фабру, «Синий час» — это переходный момент из одного состояния в другое, крайняя граница жизни, которая рождает другую жизнь. Если говорить по-простому, смею предположить, что «Синий час» у Яна Фабра что-то сродни сумерек.
«Появление и исчезновение Антверпена I», 2016 г.
В Главном штабе Эрмитажа представлены более внушительные экспонаты Яна Фабра, созданные синей ручкой. Например, огромная ткань, размером десять на десять метров, может больше. Вся ткань хаотично закрашена синей ручкой. Напротив струящегося полотна находится небольшой двухэтажный домик, сарайчик, тоже полностью закрашенный синей ручкой не только снаружи, но и внутри. Каждая досочка, каждая ступенечка не осталась без штриха!
Поражаясь усидчивости и кропотливости Яна Фабра, задумываешься, один ли он все это делает? Ловит тоннами жуков-златок, отделяя их панцири от тела; закрашивает целые дома синей ручкой и внушительного размера холсты… Нет, не один. У Яна Фабра есть множество работников и помощников, которые помогают ему в творческих изысканиях.
Помощники Яна Фабра представлены на выставке в Эрмитаже серией рельефных мраморных портретов под названием «Мои королевы». Рельефные портреты выполнены с намеком на творчество Ван Дейка.
«Мои королевы», 2016 г.
Возвращаясь к миру животных и насекомых, коих Ян Фабр считает чуть ли не самыми совершенными существами на земле, автор демонстрирует ряд экспонатов, напоминающих зрителю о том, чем мы питаемся, и как это может отторгающе подаваться. В Эрмитаже, в зале Снейдерса среди натюрмортов на которых изображены фрукты, овощи, мясо, развешаны черепа, держащие в зубах чучела кроликов, попугаев или утят, как бы напоминая о том, что на самом деле мы едим, и кого… Очень грустно. Картины Яна Фабра работают в едином комплексе с натюрмортами Снейдерса, не противореча им, не противопоставляя себя, а показывая оборотную сторону пира.
Одной из впечатляющей экспозицией Яна Фабра можно назвать «Карнавал мертвых дворняг» и «Протест мертвых бездомных котов». Это чучела умерших на улице животных, и подвешенных на длинные праздничные ленты-мишуру, которой украшают дома перед Новым Годом. Животные Фабра висят, лежат на полу. Ян Фабр «возвращает» этих животных к жизни, проводя «макабрический карнавал в традициях средневековой алхимии», целью которой является перерождение объекта. В этой экспозиции Ян Фабр видит взаимодействие между Человеком и двумя основными животными – кошкой и собакой.
Яна Фабра преследуют националисты, защитники животных, он несколько раз попадал в больницу по тому, что его избивали за его творчество и идеи, он организовал собственную политическую партию, в которую входят черепаха и собака…
Ян Фабр и Марина Абрамович «Дева/Воин», 2004 г.
Наверное, к теме «Человек» можно отнести и автопортрет художника, изображенный в виде скульптуры мужчины, врезавшегося в картину Вейдена, и истекающего кровью. Автопортрет называется – «Я позволю себе истекать».
Выставка Яна Фабра произвела сложное и неоднозначное впечатление. Художник, определенно, ультаконцептуальный: у него странные работы, необычные метафоры о жизни и смерти, странные интересы – насекомые, которых он возводит в класс высших существ, делая из них картины, оружие, платья и черепа, держащие чучела прекрасных птиц – павлинов, попугаев и лебедей.
Он работает синей ручкой «Bic», закрашивая десятки метров ткани, рисует собственной кровью и выполняя заказ самой бельгийской королевы Паоло «Небо восхищения», покрывая потолок и центральную люстру в Зеркальном зале Королевского дворца полтора миллионами надкрыльев таиландских жуков… Я не знаю, для кого это и зачем, но… «Ведь если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно?».
«Цель моих работ — пробудить человеческий разум. Если человек ничего не понимает, то он думает, что перед ним провокация. Но суть-то не в этом. Каждая работа — это исследование. Например, что такое слезы? Я сделал много рисунков слезами. И выяснилось, что слезы бывают разные. Когда ты чистишь лук, они совсем не соленые. Когда расстаешься с девушкой или умирает близкий человек, слезы слегка солоноваты. А когда слезы наворачиваются от встречи с прекрасным, они очень соленые. Это меня и интересует: что твое тело пытается тебе сказать. Наше тело — это поле битвы. Сперматозоиды, белые и красные кровяные тельца, вирусы, бактерии — все они ведут внутри нас войну. И это делает нас очень красивыми.» — Ян Фабр.
Оставить комментарий