Текст: Елена Шерстюк, начинающий автор.
В спектакле затрагиваются две самые скандальные темы современности: первая — женщины, вторая — вера. И если первое принято обвинять во всех злых деяниях, то вторым можно оправдать любые свои преступления.
Стандартный быт христианской семьи погружает в уныние, весомое уныние, которое пробирает до костей и бытовой хаос оказывается уже внутри зрителя.
Каждый артист справляется с задачей погрузить зрителя в собственный мир далекого прошлого, но при этом — актуального для настоящего.
Спектакль Фильштинского — драма с глубокой иронией о русской жизни.
Дом, который построил хозяин, находится в тени церкви. Благословенна ли эта тень? Или же наоборот — в тени церкви живут демоны?
Становится очевидным с первых минут, что герои спектакля трепетно верующие люди, живущие по заповедям, но так ли это на самом деле? И что есть жизнь по заповедям? Какие лазейки можно отыскать, чтобы снять с себя ответственность за свои деяния, ведь так удобно обвинить во всего пресловутого беса.
Фильштинский эскизами знакомит зрителя с героями, после чего действие берет свое развитие в лице путников, которые нуждаются в крове на ночь. Зритель видит мужчину и мальчишку. Монтаж спектакля происходит таким образом, что перед публикой раскрывается интригующая история о любви, предательстве, браке и верности. Ведь верность – обратная сторона измены. О ней и говорится в спектакле: мужик завел роман с замужней девушкой, которая влюбилась в него без оглядки. Бес попутал! Как было бы правильно сказать в данном случае. И вот перед зрителем немая сцена разрушенного семейного счастья: мужик, замужняя девушка и ее муж. Муж сиюминутно прощает изменницу, но та воротит нос от супруга, ибо ей кажется, что в лице мужика она нашла истинную любовь. Мужчину всей своей жизни, за которым девушка готова пойти на край света!
Мужик же сетует о грехе, вспоминая всем знакомого беса, который попутал. Он просит девушку принять прощение мужа во спасение своей черной души и забыть все, что между ними было.
Вера девушки в истинную любовь доходит до наивного абсурда, когда мужик избивает ее до полусмерти. Муж, не вынося безразличия своей жены и несправедливости мира, кончает жизнь самоубийством. И любовник, пользуясь ситуацией, подставляет невинную девушку, и ее отсылают в Сибирь с годовалым малышом. Но рок судьбы жесток, и женщина умирает по пути в ссылку. Любовник же, во спасение своей души, забирает ребенка. Вот они – путники, нуждающиеся в крове в начале спектакля.
Параллельно с рассказом мужика зритель узнает подробности быта семьи, обитающей в тени церкви и становится очевидным, что под тенью церкви кроется не счастливый семейный очаг, а лишь горечь жизни женщин, которые хранят очаг для тиранов-мужчин. Существование этих женщин настолько невыносимо, что лишь грешные прогулки по ночам могут его скрасить. Да, грех, а пускай! Ведь все равно все беды в этом мире от женщин!
И вот они, те самые оттенки добра и зла, греха… Но греха ли? Над этими вопросами и задумывается зритель. Ведь лишь сам человек несет ответственность за свои поступки. И ни бесовские силы, ни женщины, ни кто-либо еще не должен быть оправданием поступков против морали и совести.
Текст: Елена Шерстюк, начинающий автор
Оставить комментарий