Все циклично

Арена циклична,
Циклично начало,
Логичен конец.
И снова меня ты
Ведешь под свинцовый венец.

Спектаклем Валерия Фонкина «Один восемь восемь один» был открыт новый театральный сезон 2023 года Александринского театра.

Почему режиссером была выбрана именно эта тема? Политическая, острая и такая животрепещущая. Спектакль демонстрирует нам всего несколько дней из истории Российской Империи, во время которых мы можем наблюдать окончание правления Александра II и восхождение на императорский престол Александра III.

Всего несколько дней, но таких важных и насыщенных для России – переломных, определивших путь на долгие годы вперед.

Тема сложная, многослойная, как и сам спектакль Валерия Фокина: в нем и цирковая арена, и рок-музыка, нотки гротеска и праздничного, но предвещающего беду, маскарада.

Фото со спектакля

Сценография Алексея Трегубова меняет краски от сцены к сцене, в этом спектакле она особенно прекрасна и ей следует отвести отдельное почетное место! Она метафорична, изменчива и красива, как сложносочинённый королевский наряд, восхищающий зрителя своим монологом. Смена декораций происходит на глазах у зрительного зала и сопровождается насмешками маленького клоуна (арт. Дарья Клименко), бегающего по сцене. Сама сцена же – это цирковая арена, и одновременно, зеркальное отражение зрительного зала. Будто поделенная пополам, сцена отражает зрительный зал и царскую ложу. Отсылка ли это к символизму? Вероятно, что так. И зрительный зал в настоящем, будто смотрит в зеркало прошлого, возведенного режиссером, видит трансформированное отражение и историю России прошлых лет.

Фото со спектакля

Перед зрителем разыгрывается драма личная и общественная, драма императора и его ближних и драма всей страны — мы наблюдаем острую борьбу политических течений за власть, желание каждого склонить нового правителя на свою сторону. А император находится в неведение и страхе, ему нужно быть сильным, нельзя показывать свой страх и слабину, но зритель все равно ощущает его беспомощность. Это выражается в его интонации, голосе, его резких и обрывистых движениях, будто терзаниях: кому же верить, что же делать? Именно таким его браво показал Иван Трус. А по бокам скользкие подпевалы, сующие бумажки на подпись с разных сторон. Они давят на эмоции императора, действуют исподтишка и играют на чувствах, демонстрируя всю неприятную скользкую мерзость пути.

Фото со спектакля

Спектакль напоминает документальное кино, диалоги ведутся четко и ясно, не перестает покидать ощущение того, что перед зрителем разворачивается следствие. Сцена сменяет друг друга, как одна улика за другой. И каждая имеет свой антураж – так перед нами сценография меняется с кабинета императора до прогулочной дорожки или спальни. То мы видим гостиную с мягкими подушками и стульями, и буквально через минуту, – шумную улицу с сотнями людей. Но общая атмосфера – холодная, не обжитая и не обещающая и малейшего просвета. Сценография вписана в круг цирковой арены, как и мысли и терзания императора, повторяющиеся друг за другом, ходящие «по кругу». Вероятно, и цирковая арена выбрана режиссером не спроста, ведь круг – это замкнутая фигура без углов, в которой невозможно скрыться, спрятаться, отсидеться в углу, чего и не сделать императору. Он на арене и на него обращены тысячи глаз, как зрительских, так и народа. Круг – это цикличность, и циклу подвержено все живое. Цикличность, как отражение неизбежности кризисов и взлетов, как естественное состояние всего живого и существующего в нашем мире. Земля движется по кругу, и на каком же сейчас этапе цикла наше человечество – в начале или конце?!   

Рецензия написана для журнала «Культурная столица» 

Irena Kristo

15.12.22

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*